На ПМЭФ обсудили перспективы сотрудничества России и Индии в сфере МСП

Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) выступил соорганизатором панельной дискуссии «Динамика развития малого и среднего бизнеса в России и Индии: ключи к устойчивому росту» по линии Делового совета по сотрудничеству с Индией. Встреча была посвящена теме развития малого и среднего бизнеса России и Индии и перспективам экономических взаимоотношений обеих стран.

Дискуссию открыл президент Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Владимир Платонов. Он отметил ведущую роль Москвы среди крупнейших мегаполисов мира по цифровизации, комфорту проживания, безопасности. Столица добилась существенных успехов в области развития бизнеса: здесь работают более 900 тысяч предпринимателей и полтора миллиона самозанятых. Они пополняют доходную часть бюджета на 25%. Городские власти создают условия для развития предпринимательства. По мнению Платонова, развитие БРИКС открывает новые возможности для внешнеэкономических связей Москвы. В конце лета в столице планируется провести встречу объединения БРИКС+, в которой примут участие власти крупных городов и торгово-промышленные палаты. Это мероприятие направлено на обмен опытом и развитие сотрудничества. Платонов отдельно выделил новый проект МТПП, который выиграл грант мэра. Во время обучения иностранные студенты могут получить навыки предпринимательства благодаря МТПП. Всего поступило 200 заявок из 40 вузов и 61 страны. 10 победителей пройдут практику и попробуют внедрить свои инновационные проекты в компаниях МТПП.

Генеральный директор АНО «Московский экспортный центр» Виталий Степанов также заявил о ведущих позициях Москвы среди мегаполисов. Об этом свидетельствует то, что Москва занимает ведущие места в мировых рейтингах. Например, в рейтинге среди городов стран БРИКС Москве принадлежит первое место по уровню пространственного и технологического развития.

На Москву приходится пятая часть всего валового регионального продукта страны. В городе работает порядка миллиона различных организаций, при этом 80% из них составляет МСП. Бизнес столицы активно участвует во внешнеторговых отношениях. 20% всех экспортирующих организаций страны расположены именно в столице. «С точки зрения объемов совокупного экспорта на Москву приходится порядка 40% всего экспортирующегося продукта из нашей страны и порядка 20% продуктов высокого уровня передела, то есть так называемого несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ)», — подчеркнул Степанов. Этот потенциал необходимо продолжать реализовывать.

Степанов отметил, что экономические взаимоотношения Москвы и Индии активно развиваются, и привел соответствующие цифры. Москва стабильно занимает первое место по ННЭ из города в Индию (12% в сравнении с другими регионами). Весь торговый оборот Москвы составляет 52% от российского торгового оборота с Индией. Если смотреть на динамику, от года к году Москва почти удваивает торговый оборот и совокупный экспорт. До конца этого года в Индии состоится выставочная экспозиция под брендом Made in Moscow технологических компаний Москвы в Бангалоре и выездная бизнес-миссия IТ-компаний и компаний, производителей креативного контента.

Отдельно Степанов остановился на мерах поддержки, которые предлагает МЭЦ. Они относятся к трём крупным блокам. Первый блок — подготовка бизнеса к экспорту и образовательные мероприятия (30 тыс. участников с момента запуска Московской школы экспортёра). Существуют акселерационные программы, которые помогают компаниям в ускоренном режиме подготовиться к выходу на экспорт и сформулировать свою дорожную карту. Второй блок — продвижение и поддержка продаж (реализовано свыше 200 проектов в 56 странах мира, в которых было задействовано 3,5 тысячи предприятий Москвы). Один из новых проектов в этом блоке – представители московского бизнеса за рубежом. До конца года планируется увеличить число подобных представителей. Третий блок — финансовая поддержка. Московский высокотехнологический бизнес может рассчитывать на экспортный грант в размере до 10 млн. рублей. Сумма гранта составляет 10% от экспортного контракта. Этот процент может быть увеличен в два раза, если компания вышла на экспорт впервые или увеличила объём экспорта за прошлый год на 20%. Грантовая поддержка приносит преимущества и зарубежным партнёрам, поскольку сказывается на себестоимости, обороте, на стимулировании экспортных операций. «Это практические действия, которые приводят к новым экспортным контрактам. С момента создания МЭЦ порядка полутора тысяч компаний с нашей помощью вышли на экспорт», — заявил Степанов. При этом экономическое сотрудничество охватывает разные области, в том числе медицину, образование и даже креативный контент.

Анкур Гоэл, директор компании “Skwerup Capital Partners LLP”, которая является ведущим консультантом по стартапам и инвестициям в Индии, представил универсальные рекомендации для выхода на международный рынок. Во-первых, необходимо тщательно продумать предложение, которое будет подходить внешнему рынку, то есть четко понимать, какие сильные стороны есть у компании, желающей выйти на экспорт. Во-вторых, стоит обратить внимание на «малые и жизнеспособные контракты». Нужно продумать, как обеспечить рост постепенно, то есть заключить один малый контракт, а лишь потом переходить к расширению. Это позволяет экономить усилия и снизить риски, постепенно изучить рынок, узнать о юридических тонкостях, понять поведение регулятора, нормативы. Начав с малого контракта, можно затем углубить работу, открыть новые производственные предприятия, масштабировать бизнес. Третий момент — так называемое мягкое финансирование, которое доступно для локальных рынков по всему миру. В Индии много стартапов работают через инкубаторы. Таким образом, стартапы могут получить посевные инвестиции. Гоэл отметил, что российская компания может открыть представительство в Индии и оно сможет подать заявку на финансирование. «Это простой и понятный канал для получения первичного посевного капитала», — заявил Гоэл. Кроме того, важны надежные партнёры. Компания “Skwerup Capital Partners LLP” помогает установить контакты между российскими и индийскими предпринимателями и структурировать предложения.

Изображение 1 из 3

Меню
Ru En